Быть или не быть...

mt_ignore
Кто ты, герой?

Сегодня от частого употребления в быту слово «герой» постепенно теряет свой смысл. Кто такой герой в наше время? Тот, кто совершил героический поступок? Нет, скорее тот, кто прославился. Иногда благодаря совершенному героическому поступку, иногда нет. Иногда герой остается неизвестным, а другой человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте, присваивает себе славу неизвестного героя. Иногда обыкновенному человеку приписывают героические черты. А еще в наше время появился такой феномен, как «виртуальный герой». То есть личности нет вообще, она выдумывается целиком и полностью вместе со своими героическими чертами.

Интересно посмотреть на то, кого сегодня считают своим главным героем молодые люди. Большинство «героев» — это представители шоу-бизнеса, актеры любимых сериалов или реалити-шоу, а также политики и олигархи.

«Главной ценностью в герое стал успех, причем желательно быстрый, без оценки того, как этот успех был достигнут», — поясняет директор Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения Валерий Федоров. Главное, чем привлекает собой герой, это его популярность, независимость от комплексов, неформальность, юный возраст, внешний вид (мускулатура, фигура), его харизматический тип (наличие так называемого «драйва»), материальное преуспевание.

При таком раскладе понятие «герой», подразумевающее глубоко нравственный образец для достойного подражания, теряет свое значение, трансформируясь в понятие «кумир».

Истоки героизма и истоки святости

В «Толковом словаре русского языка» герой — это «исключительный по своей смелости и доблести человек». В том же словаре о доблести говорится как о высоком свойстве души, заключающемся в мужестве, стойкости, великодушии, наконец, в самопожертвовании.

Таким образом, критерий образа настоящего героя кроется не в популярности, не во внешнем виде и не в личном самоутверждении в глазах своих поклонников, а в способности любить ближнего, жертвовать собой и т.п. Именно такое душевное качество, как жертвенность, делает героя героем. Ведь нет никакого героизма в том, что человек реализует свои данные Богом инстинкты. Например, женщина рожает детей — это реализация инстинкта размножения, а вот рожать тех же детей, но уже при возможном риске для жизни матери — это героизм. Работа и труд для себя еще не характеризует рабочего как героя, но безвозмездный качественный труд во благо ближнего — это уже героизм. Так где же главное отличие между обыденным долгом, обязанностью и героизмом?

Отличие заключается в способности к самопожертвованию.

Нигде так полноценно и так глубоко не раскрылся образ жертвенности, как в христианстве — Господом нашим Иисусом Христом. Сам, будучи Богом, по великой любви к Своему творению уничижив Себя, Господь облекается в человеческое естество, исполненное немощи и греха. Взяв на Себя грехи и преступления каждого человека и всего человечества, Сам быв абсолютно чужд личного греха, Он добровольно понес их на крест, испытав при этом нечеловеческие муки и страдания. Вот почему Христос являет Собой величайший пример абсолютной любви и жертвенности.

Христианское подвижничество

В христианской традиции герой именуется подвижником. Слово «подвижник» происходит от понятия «подвизаться» и связанно с конкретным действием — внутренним движением. Это движение есть совершенствование, очищение души, восхождение к Богу. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48), — заповедовал нам Господь. Но оно невозможно без покаяния. Душа каждого человека порабощена грехами, однако христианин с помощью Божией может освободить свою душу от власти греха. Для этого необходимо прилагать постоянные усилия, подвигать (то есть совершать подвиг) себя к тому, чтобы не грешить, вопреки естественным влечениям и инстинктам, то есть жить согласно Евангельским заповедям Христа.

К средствам такого подвига относят пост, молитву, милостыню, принятие церковных таинств, изучение Евангелия и служение ближнему через различные добрые дела. Подобные действия направлены на укрощение страстей, воспитание воли, очищение сердца и через это получение от Бога помощи, благодати Святого Духа. Именно Его действие обусловливает духовный рост человека и — как конечный результат — достижение святости, которая характеризуется неизменной и непреходящей, глубокой любовью к Богу и ко всему, что Он создал. Внешне святость проявляется через смирение и терпение, мужество и рассудительность, готовность творить добро врагам и прощение своих обидчиков, через готовность самоотверженно исповедовать свою веру.

Христианский подвижник, в отличие от других «героев», не горделив и не тщеславен. Дабы не возгордиться и не превознестись своими подвигами перед другими, он ни перед кем не афиширует свои добрые дела, ибо помнит слова Спасителя: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф 6:3) и «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).

Мотивы… Мотивы!

Понимание образа героя в христианском и нехристианском контекстах имеет свое отличие, и прежде всего эта разница кроется в мотивации героического поступка, которая, в свою очередь, зависит от внутреннего облика человека. Так, выдающийся поступок святого подвижника, в христианском восприятии, еще не является главным критерием его святости и чистоты. Решающую роль в этом будет играть внутренняя мотивация его поступка.

К примеру, оказывая посильную помощь ближнему, в глазах других подвижник будет выглядеть вполне героически, но если мотивацией этого поступка будет служить обыкновенная человеческая выгода («пусть все видят, какой я добрый и хороший» или «раз я помогаю, пускай и мне помогают»), то перед Богом этот героизм не представляет собой никакой ценности.

Или, скажем, можно уступить место в транспорте исходя из нескольких причин: я уступлю, чтобы никто не подумал обо мне плохо и не пристыдил меня; я уступлю, чтобы не стояли над моей душой; я уступлю, потому что пожилому человеку очень тяжело стоять на ногах. С христианской точки зрения, только последняя мотивация является наиболее полноценной, соответствующей христианскому духу, хотя внешне во всех случаях поступок один и тот же.

Таким образом, поступок без учета его внутренней мотивации в христианском понимании не только не абсолютизируется, но и теряет свою ценность. Основа настоящих героических поступков — духовная, внутренняя мотивация, которая позволяет преодолеть все, даже страх смерти, ради веры и любви — и по отношению к Богу, и по отношению к человеку. Вот почему героический поступок — всегда подвиг духа.

Внутренний облик христианина (а любой христианин — это подвижник по призванию, или «герой») должен соответствовать тем качествам, о которых в Своей Нагорной проповеди говорил Христос. «Блаженные смиренные, жаждущие правды, кроткие, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и т.д.» — все это требует духовного мужества и борьбы за свет Христов в человеческом сердце. Именно эти христианские принципы должны влиять на мотивацию нашего поступка.

Кроткий человек не убьет не потому, что нельзя убивать, как гласит заповедь «Не убий», а потому, что в нем нет ненависти. Ведь ветхозаветная заповедь «Не убий» запрещает убивать, но не запрещает ненавидеть; а новозаветную — «Блаженны милостивые» — невозможно считать исполненной без искреннего и бескорыстного сопереживания страждущим.

Героизм бывает разный

Героические поступки могут быть яркими, уникальными, потрясающими, но могут быть и обыденными, незаметными, повседневными.

К сожалению, сегодня в сознании подрастающего поколения герои и их подвиги подчас ассоциируются только с военной тематикой. Быть героем и совершать подвиги возможно только на войне, в боевых условиях, а в условиях мирных в подвигах нет нужды — так рассуждают в наше время многие школьники. Но если героизм рассматривать как акт самопожертвования, то героизм может принимать различные формы.

Есть героизм и в повседневной жизни — к примеру, отказ от осуждения, зависти, обмана, от взятки, мести, работа на совесть, ответственность за свои поступки, в конце концов, готовность просто быть порядочным человеком — всегда и везде, как говорится, «невзирая на лица и звания». Есть военные герои, но есть и герои мирные — священники, медработники, учителя, да и любые люди, которые терпеливо несут свою нелегкую службу и, несмотря ни на что, даже в мирных условиях каждодневно, пусть даже в малом, жертвуют собой, своим здоровьем, силами и временем ради других людей. Например, школьник в условиях современной школы также может проявить себя героем — противостоя пошлости, злу и соблазну греха, не идя на поводу у своих лукавых сверстников.

Заключение

Героизм — это всегда личный выбор и личная ответственность, решимость и принципиальность, бескорыстность и скромность, соединенные в едином порыве души и горении человеческого сердца.

С точки зрения христианства, подлинный героический поступок, настоящий подвиг — это обязательно то или иное делание любви по отношению к Богу и ближнему. А ближний, согласно Евангелию, — это любой человек, независимо от его веры и национальности, пола и возраста, профессии и социального положения.

Подготовка человека к совершению таких поступков возможна только в строго определенной системе духовно-нравственных ценностей, способствующей раскрытию заложенного в нас Богом Своего образа и творческого потенциала личности. И православная вера свидетельствует о том, что единственный источник подлинного героизма — Бог и Он же –– источник подлинной святости. Потому что и героизм, и святость — это всегда синтез жертвенной любви и свободного выбора целостной личности, столь ярко и бескомпромиссно просиявший нам во Христе на все времена и для всех народов.

Диакон Константин Киосев

Основы православной веры

ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

Неделя 23-ая по Пятидесятнице
12 — 18 ноября

ЧТ 19.00, СБ 17.00 — Православный лекторий для взрослых

 

При храме св.Александра Невского
в воскресной школе
начались занятия
.
Работает секция рукопашного боя и кружок для девочек по рукоделию.
Справки по тел. 8-911-480-77-84, Марина Дмитриевна.
Обучение в воскресной школе и кружках - бесплатное.

КАЛЕНДАРЬ

 

 

НАША ГРУППА

 

 

ПОЛЕЗНО

Елицы - православная социальная сетьКалининградская епархия РПЦ
Азбука верыПравославное христианство - каталог сайтов
Православие.ru